Современные подходы к проблеме памяти в психолого-педагогической
литературе актуальность проблемыМатериалы интернам студентам и врачам / Отсталые дети / Современные подходы к проблеме памяти в психолого-педагогической
литературе актуальность проблемы
“Помнить – это значит успешно справиться тремя задачами: усвоением, сохранением
и повторным извлечением информации.
Не помнить – значит не справиться с одной из этих задач”
Д.Норман. “Память и научение “
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Заслуга первого систематического изучения высших форм пямяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С.Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания, а также взаимосвязь памяти и мышления. “Анализ показывает, — писал Л.С.Выготский, — что мышление ребенка во многом определяется его памятью . Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать . Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти” (Выготский Л.С - Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 161).
Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение “мыслить — значит припоминать” с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: “запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить”.
Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н Леонтьева, состоит в том,
что, “обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным (Лeoнmьeв А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 166.).
Биологов интересует то, что человек унаследовал от своих предков-животных. Нейрофизиологи могут изучать влияние различных веществ на научение и память или же анализировать записи электрической активности с целью проследить нервные цепи. Социологи и антропологи рассматривают роль отдельного человека в обществе, окружающей среде и культуре. Научение и память помогают передавать достижения культуры от поколения к поколению. Кроме того, само использование человеческой памяти резко изменилось, когда технические приспособления расширили возможности нашего разума. Изобретение бумаги позволило легко записывать мысли, идеи и разговоры, сделав таким образом ненужными искусные приемы запоминания. Печатный станок, пишущая машинка и магнитофон, а теперь и компьютер еще больше изменили то, как и чему мы обучаемся, как и что запоминаем и даже, может быть, как мыслим.
Смотрите также
Зарядка фараонов
Вы уже привыкли к тому, что рано
утром голос диктора радио бодро призывает к выполнению физзарядки. Однако
далеко не все спешат ее делать. Многим надоели привычные комплексы упражнений,
не вызывающ ...
Исторический аспект наркомании
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их
потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов,
для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и не ...
Патология
...