Особенности памяти у детей с проблемами развитияМатериалы интернам студентам и врачам / Отсталые дети / Особенности памяти у детей с проблемами развитияСтраница 4
Кратковременная память детей, отстающих в умственном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. Так Н. Эллис (М. К. 1963) отмечал, что неадекватные затруднения умственно отсталых детей в некоторых жизненных ситуациях связаны с неспособностью хранить информацию свыше очень короткого промежутка времени. В специальной литературе приводятся данные об особенностях этого вида памяти у детей с ЗПР.
В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.
Для оценки помехоустойчивости кратковременной памяти использовался показатель продуктивности воспроизведения. При выполнении первого варианта задания (запоминание 3 цифр) 8-летние дети с ЗПР обнаружили продуктивность запоминания, лишь немногим уступающую норме и значительно превосходящую достижения умственно отсталых учащихся. То же соотношение сохранялось и при выполнении более сложных заданий. На результаты запоминания определенное влияние оказало содержание помех: нормально развивающихся детей больше отвлекали малознакомые слова, а умственно отсталых, наоборот, хорошо знакомые (различия для обеих групп статистически не значимы).Полученные результаты согласуются с данными исследования О. С. Виноградовой (1959), которая показала, что у детей-олигофренов незнакомые слова почти не вызывают ориентировочной реакции, в то время как у детей с нормальным развитием последняя наиболее выражена именно в случае предъявления новой информации.
Результаты данного исследования, а также работ, посвященных изучению детей с отклонениями в умственном развитии, свидетельствуют о том, что наиболее диагностичными являются методики, включающие в себя наборы постепенно усложняющихся проб. Увеличение трудности задания (до определенного порога сложности), как правило, приводи к возрастанию различий между группами испытуемых.
Смотрите также
Зрительная система человека
По данным некоторых ученых 70% всех сведений
человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что
цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, ...
Психологические особенности отношений доктор-пациент эмпатия в медицине
В процессе формирования медицины, ее
новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают
новые морально-этические проблемы.
Естественные и социальные последстви ...
Проблемная кожа и макияж
Одна из самых
распространенных проблем, связанных с кожей лица, особенно среди молодежи, это
прыщи и различные воспалительные процессы. Конечно, прежде всего, эта проблема
р ...