Педагогическая деятельностьМатериалы интернам студентам и врачам / Жизнь и творчество Н.И. Пирогова / Педагогическая деятельностьСтраница 7
Прощаясь с профессорами университета и учителями округа, Николай Иванович, между прочим, сказал:
Если мы верно служили идее, которая, по нашему твердому убеждению, вела нас к истине путём жизни, науки и школы, то будем надеяться, что и поток времени не унесёт её вместе с нами.
При прощании со студентами Киевского университета Пирогов говорил:
Я принадлежу к. тем счастливым людям, которые хорошо помнят свою молодость . Кто не забыл своей молодости и изучал чужую, тот не мог не различить и в её увлечениях 100
стремлений высоких и благородных, не мог не открыть и в её порывах явлений той грозной борьбы, которую суждено вести человеческому духу за дорогое ему устремление к истине и совершенству.
Вы, думаю, уверились, что для меня все студенты были равны без различия национальностей. Но, не различая ваших национальностей перед лицом науки, я никогда не мечтал о слитии вас в одно целое, избегал раздражать самолюбие и навязывать вам такие убеждения, которых у нас не могло быть, потому что гнушался притворством и двуличием .
В речи при прощании с киевским обществом Пирогов сделал ряд намёков на общеполитическое положение страны и на условия своей административно-педагогической деятельности.
Позднею весною, после продолжительной и суровой зимы, я буду орать и засевать мои поля, запущенные, засорённые плевелами и с закопавшейся вблизи саранчёю . Быв попечителем, я также орал и засевал моё поле позднею весною, едва оттаявшее. На нём была ещё ледяная кора. В нём была закопавшаяся саранча. Труд не был свободный .
В речи при прощании с еврейским обществом Пирогов говорил, что сочувствие еврейскому народу — вовсе не заслуга его.
Это лежит в моей натуре. Я не мог действовать против себя самого. С тех пор, как я выступил на поприще гражданственности путём науки, мне всего противнее были сословные предубеждения, и я невольно перенёс этот взгляд и на различия национальные. Эти убеждения, выработавшись целою жизнью, сделались для меня второю натурою .
Педагогические заветы гениального хирурга и анатома заключались в проповеди гуманного отношения к учащимся, в заботах о воспитании человека-гражданина, в стремлении направить школу на службу высшим потребностям народа, в желании объединить науку, школу и жизнь, в постановке важнейших теоретических и практических вопросов воспитания и образования.
Среди педагогических заветов Пирогова видное место занимает его требование к молодёжи — развивать в себе волю: «Чего не достигнешь культурою воли? Принудь, заставь себя . Трудись . Не давай собою завладеть праздности». Нельзя поддаваться случайным обстоятельствам. Нужно управлять ими. Поддаваться им — «самоутешение, самообольщение». Это — «очень спокойно, не нужно ни напряжения, ни культуры воли, ни самовоспитания, ни самоосуждения . Чудесный, спокойный сумбур, освобождающий от всякой ответственности и от всякой деятельности». Необходим «труд, настойчивый и образовательный труд».
Идеи Пирогова во многом служили отправным пунктом для деятельности последующих поколений педагогов и развития передовой педагогической мысли. Несколько десятилетий подряд имя прославленного попечителя служило знаменем для русских прогрессивных педагогических обществ.
Были попытки со стороны реакционных группировок выдвинуть на первый план мистический элемент в педагогических и философских писаниях Пирогова. Но, как отмечал еще сам Николай Иванович в прощальной киевской речи, время обсудило и оценило его убеждения и действия. В советской педагогической литературе, критически разрабатывающей наследие лучших учителей дореволюционной России — К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина и других,— отдаётся должное всему положительному в педагогической деятельности Пирогова.
Подводя итог обзору основных педагогических статей Н. И. Пирогова после увольнения его с поста попечителя Киевского учебного округа, К. Д. Ушинский писал: «Если, по несчастью, педагогическая деятельность Н. И. Пирогова остановилась на том, что он уже сделал, то и тогда почтенное имя его не умрёт в истории русского просвещения».
Ушинский правильно оценил значение просветительной деятельности гениального «целителя телесных язв». Советская педагогика сталинской эпохи утвердила за Пироговым звание классика русской педагогики и отметила, что он высоко поднимается над современными ему представителями западноевропейской педагогики.
Смотрите также
Возбудитель диплококковой инфекции
Str. pneumoniae был выделен в 1871 г. Л. Пастером из слюны ребенка, погибшего от
бешенства. В чистой культуре пневмококки выделили в 1886 г. Френкель и
Вексельбаум, которые установили роль пневмокок ...
Планирование семьи как часть подростковой медицины
Понятие
«планирование семьи» действительно не может считаться удачным, однако замена
его, например, на «управление деторождением», затруднительна. Вокруг этого
понятия происходят споры, возникают н ...
Отдельные представители ядовитых лекарственных растений.
Рассмотрим наиболее распространенные ядовитые лекарственные растения, которые
можно встретить повсеместно на территории нашей страны и которые несут наибольшую
опасность для детей. ...
